Большое учение для маленьких учеников

28 октября 2012 -

Мало для кого станет открытием тот факт, что сегодня стремительно набирают популярность так называемые центры дополнительного образования детей. Причем, родители озадачиваются целью отдать туда и тех детей, которые едва научились ходить, в надежде (а не редко и в полной уверенности), что их чада непременно станет гением, или, как минимум, раньше и лучше свои сверстников начнет говорить или считать.

Сам по себе термин дополнительное образование появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании». Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы. Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т.д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Дополнительное образование нацелено не на «воспитание гениев», а на развитие в ребёнке того, что в нём заложено природой. И об этом всегда надо помнить.

Сразу оговорюсь, что речь дальше не пойдёт о спортивных школах и секций по шахматам. Мы говорим исключительно о центрах для дошкольников. Само собой разумеется, что занимать школьника надо обязательно, поэтому говорить надо не о целесообразности кружков, а об их качестве. Но это уже совеем другая история.

Разновидности детских центров

Со стороны государства работа с детскими центрами строится на основе Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, закона «Об образовании», санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей, Устава образовательного учреждения дополнительного образования детей. Контроль за деятельностью объединений, где занимаются дошкольники, осуществляет администрация образовательного учреждения.

По большому счету за качество работы учреждения образования несёт ответственность, прежде всего, его учредитель. Согласно законодательству РФ надзорные органы могут проверять эти центры планово и не чаще одного раза в два года. Неплановая проверка проводится в исключительных случаях, например, по жалобе. Лицензия, которая выдается каждому образовательному учреждению, действует до шести лет. Аккредитацию подобные центры не проходят, так как не выдают документов государственного образца.

Детские «маленькие школы» бывают двух видов: государственные и частные. Первые представляют собой обычные здания, с обычным ремонтом, без изысков, как говорится. Вторые наоборот пестрят новыми красивые игрушками, отличным ремонтом и прочими «завлекательностями».

В Иваново теперь уже есть из чего выбрать. Наберётся почти с десяток частных центров (даже при фитнес-клубах) и один государственный - городской Дворец детского и юношеского творчества плюс его филиалы. Среди такого многообразия немудрено запутаться. У Дворца есть неоспоримое преимущество – опыт работы. Ни одна частная школа не может конкурировать с ним в этом вопросе. И что примечательно – учителя там работают один и те же десятки лет.

Для хорошего воспитателя не достаточно быть просто добрым человеком, нужны знания и умения. Иногда в детских центрах дополнительного образования работают не специалисты дошкольники, а учителя. Логично, что у них совершенно иной подход к преподаванию. Проверить квалификацию преподавателей возможно лишь походив некоторое время в данный конкретный центр, либо поинтересоваться у своих знакомых этим вопросом.

Частные учреждения дополнительного образование – это бизнес и ничего личного. Они рекламируются, они придумывают заманитивательные акции (типа первое занятие бесплатно), они увешивают помещение школы грамотами и наградами. Но это всё поверхностное, наносное. Главное – это знания, умение их донести до маленького человека.

А что и как можно донести до 6-тимесячного малыша? В голову нормального человека и слова-то такие не придут. Не случайно, что в некоторые центры вообще не берут тех, кому нет 4-х лет. Видимо, дабы облегчить жизнь родителей и детей, освободить их от катаний на бесполезные занятия.

Мозги надо тренировать в меру

Получается, что ребенок только вылез из пеленок, а его сразу учить и развивать. Перед любым родителем встанет закономерный вопрос: в чём польза? Польза в вырабатывании у ребёнка навыка учиться. Мало по малу он начнёт понимать смысл занятий, их форму. В нормальных центрах даже оценка ставят и домашнее задание задают.

Здесь невольно возникает другой вопрос: а зачем тогда нужны детские сады и школы? Разве там не дают необходимые знания?

По сути основная цель работы детского сада – это психологически подготовить ребёнка к школе. Дошкольник должен быть социализирован, коммуникативен, должен уметь себя обиходить, знать, что нужно делать, чтоб не заболеть. Этому всему его должны обучить в детском саду. Всё, что делается в детском саду, вполне достаточно для полноценного развития ребенка. Водить маленького человека куда-либо ещё не обязательно. Но это только на первый взгляд и в идеале.

В реальности же в садах часто не хватает воспитателей, а уж об отдельных педагогах по ИЗО или физкультуре говорить не приходиться. Не каждая воспитательница в состоянии донести до детей обучающую программу. И, возможно, малышу и не помешает поучиться ещё где-нибудь. Но тут не надо перегибать палку.

Излишняя озабоченность родителей развитием своего чада оказывает на само чадо отрицательное воздействие. Амбиции родителей приводят к тому, что ребёнка записывают куда только возможно. Возить маленького человека по субботам и воскресеньям на курсы английского или танцев не оправдано, так как в выходные нужно отдыхать и высыпаться. Да и побыть в семье ребёнку не помешает, пообщаться наконец-то всласть с папой, который постоянно итак на работе.

Другое дело, конечно, если дети домашние. Здесь учреждения дополнительного образования (частные или нет) становятся просто необходимыми. Пришло время профессионалов. Дома замотанные мамы, чуть агрессивные папы, поэтому нет развития. И это не удивительно. Мало в каких семьях могут дать ребенку не просто заботу, но и качественные знания. Центры раннего развития, обычно, компенсируют недостаток общественного, организованного воспитания. В этом случае они выполняют ту функцию, которую осуществляет детских сад. Плюс таких мест в том, что там группы малой наполняемости. Отсюда больше внимания к каждому малышу. Домашние дети часто страдают от нехватки общения, а в центрах они себе заводят друзей, им там становиться интересно. Нужно ориентироваться по ребенку – если он с радостью собирается на новое занятие, то следует продолжать водить, а если нет, то необходимо задуматься.

В раннем возрасте у детей можно говорить лишь о задатках, как и о предрасположенности. Воспитание может многое, но не всё. Природные возможности ребёнка никто не отнимет, а ускоренное развитие создает такие же проблемы, как и задержанное. Загрузка психики ребенка должна быть чем-то оправдана. Родители в праве выбирать тип воспитания своего ребенка, но у психологов есть такое понятие «цена развития». Если ребенок беспокоен, тревожен, плохо спит и есть – нужно подумать об этой самой цене. Нельзя ребенка лишать детства и нельзя радоваться победам над природой, так как за каждую такую победу она потом мстит. 

В любом случае ваш ребёнок - это только ваш ребёнок. И решение всегда останется за вами, мамы и папы. 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1103 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Разделы