Ах, вот ты какая, жизнь воспитательская

12 сентября 2012 -

Что такое детский сад? Водить или нет? Когда? Куда? Как?... великое множество вопросов возникает в головах теперешних мам и пап относительно дошкольных учреждений. Если двадцать лет назад никто даже не задумывался, а просто приводил ребёнка в 8.00 в сад и забирал в 18.00. Теперь же всё разительно изменилось.

В Интернете на форумах мамочки самозабвенно спорят, пытаясь либо доказать пользу, либо вред детских садов. Разумеется, если у семьи нет денег, то тут и выбирать не приходится, а вот, если деньги вроде есть, то можно и не посещать сад.

Испытано на себе: воспитываешь не только детей, но и их родителей

Чтобы моего ребёнка взяли в детский сад, мне пришлось переквалифицироваться в воспитателя. По причине того, что мой ребёнок до сих пор ходит в этот сад, я не могу назвать его номер. 

Начав работать, первое, с чем я столкнулась, - это святое убеждение многих родителей, что в саду их ребёнка должны научить буквально всему. Причем, научить его не только цифрам, буквам и прочему, но и элементарным бытовым навыкам (мытьё рук перед едой, умение самому одеваться и т.д.), и простой человеческой вежливости, и уважению к старшим, и даже правилам приличия (не ясельные дети считают нормой грубить и обзываться, не знают слов «спасибо» и «пожалуйста»). Возникает один вопрос – а чем занимаются родители? Куда они вообще смотрят? Почему позволяют ребёнку ругаться матом, почему учат драться, почему никак не реагируют, когда воспитатель говорит: «Ваша дочь сегодня мне соврала. Ваша дочь забирает игрушки из детского сада, считая их своими личными».

Откуда у мам и пап такая непоколебимая уверенность, что дома ребёнку достаточно включить мультики, положить рядом с ним тарелку со сладостями и всё. Разумеется, есть и другие родители, но их заметное меньшинство. Полностью полагаться на работу воспитателя нельзя никак, ведь он не Бог. Для ребёнка он не является таким уж большим авторитетом, чтобы слушать его и принимать к исполнению все его просьбы. Дети цитируют все современные мультики, причем, далеко не детские. Мало кто смотрит действительно достойную анимацию (например, советскую). Американские мультики, где много и жестоко дерутся, или шутят по-взрослому – вот, что «ставят» родители детям. Воспитатель говорит: «Ваш ребёнок проявляет немотивированную агрессию, он без повода замахивается на других детей». Родители же в ответ только пожимают плечами, утверждая, что ничего не могут с ним поделать, ведь если не включить любимый мультик, тогда сын или дочка расплачется.    

При этом родители убеждены, что их ребёнок – самый лучший, самый умный, а это всё плохие воспитатели, не хотят выполнять свои обязанности, а только без конца жалуются на их распрекрасное чадо. Отсюда возникают мучительные беседы между родителем и воспитателем. Видеть в воспитателе врага – это глупо, ведь он проводит с ребёнком больше времени, чем все родители разом. В моей практике был случай, когда отец девочки пришел в садик разбираться с воспитателем, считая, что его дочь несправедливо наказали, усадив за стол. Отец пришел в группу утром, будучи подвыпивши, и начал угрожать воспитателю физической расправой. Он твердил, что его дочь – хорошая и распрекрасная, а к ней предвзято относятся. Затем недовольный мужчина ушел и больше его никто в саду не видел, а девочку в сад стал приводить и забирать дедушка. О каком нормальном воспитании детей можно говорить, когда собственный отец показывает дочери такой пример поведения.

Хождение к заведующей так же ни к чему хорошему не приводит. Для воспитателя заведующая – это, прежде всего, начальник, от которого лучше держатся на почтительном расстоянии. Проще и быстрее решить любые разногласия один на один с воспитателем, не привлекая к этому никого. Если проблемы вышла за пределы плохого поведения ребёнка или небольшого недовольства родителем организацией работы в группе или обстановкой, тогда уже можно идти «выше».

Испытано на себе: не знаешь, не бредишь

Ничего не бывает в жизни идеально. Родители не совершенны, но не совершенны и воспитатели. До того, пока я не устроилась работать воспитателем, я ой как о многом и подумать не могла. Ведь выбирая сад, родители зачастую смотрят на две вещи: близость к дому и категорию сада.

На самом деле – это только самая-самая верхушка айсберга. Когда родитель уходит, и за ним захлопывается дверь, и начинается самое интересное. Воспитатели тоже люди, и им так же свойственно ошибаться… Например, ошибиться и не правильно сосчитать детей, вернувшись с прогулки. Попросту забыть одного ребёнка на участке. Или не заметить, как двое детей ушли с участка гулять по территории сада. Потом этих детей приводят в группу другие работники садика. Ребёнок может потеряться даже когда группа идёт на музыкальное занятие, непосредственно в здании. Возможно, такое частично объясняется переполненностью групп. Либо самой обычной человеческой невнимательностью и безалаберностью.

Не секрет, что для того, чтобы работать воспитателем, мало быть добрым человеком, надо быть профессионалом. В некоторых садах даже и добрыми быть не надо, достаточно просто работать, работать и ещё раз работать. Значительный, заметный и вечный дефицит кадров в садах отражается, прежде всего, на детях. Воспитателям приходится работать по 12 часов (с 7.00 до 19.00), так как нет замены и без младшего воспитателя (няни). Такой график выдержит далеко не каждый. Поэтому детсадовское начальство вынуждено «держать» определённых сотрудников не из-за их высокой квалификации, а из-за их высокой работоспособности. Удобно, когда человека можно «кидать» по разным группам, «затыкая» таким образом «дырки». Даже нянечка может стать воспитателем, если будет некому работать. Нянечке при этом достаточно иметь хотя бы среднее, пусть и совсем не профильное, образование. Так как с детьми занимаются не профессионалы, то и их подготовка осуществляется не профессионально. Чаще всего, такой подбор кадров присущ младшим и ясельным группам, где самое важное – это безопасность детей, а не их знания и умения.

Из-за колоссальных нагрузок, маленькой зарплаты и постоянного нервного напряжения, ни о каком психическом спокойствии воспитателя и говорить не приходится. Отсюда крики на детей, возможны даже шлепки. У воспитателя не хватает сил и нервов, чтобы как-то вникнуть в детские вопросы – ему важно только чтобы дети не кричали, не бегали, а сидели и молчали. А их родители не задавали ни одного лишнего вопроса.

Разумеется, как везде и всегда есть свои исключения. Безусловно, есть, и их достаточно, действительно достойные, всеми признанные воспитатели. Огульно обвинять и говорить, что все плохие, нельзя.

Воспитатель фактически «погоняемый всеми». Ему и с родителями поговорить, и за детьми смотреть, и постоянные указания заведующей исполнять. А эти смешные зарплаты? Как ни за хочешь, но на эти деньги не проживешь. Причем, в отдельных садах молодых специалистов даже могут лишь премии из-за того, что они итак получают ежемесячно плюсом 1500 рублей. В массе своей молодежь идет работать в сад только из-за своих детей, чтобы устроить ребёнка пораньше в садик или из-за вынужденной смены сада. По собственной воле, по зову сердца что-то никто не стремиться работать воспитателем, нянечкой или прачкой. Даже медицинских сестёр и психологов не найдёшь. Вот и получается, что детей воспитывают в большей степени те, кому за 40. Причем, это не зависит от категории детского сада – и в садах 1-ой категории такая же текучка.

Это проблемы не только Ивановской области, а всей страны. Работа воспитателя считается хуже, «непристижнее» работы грузчика. Такое отношение к маленьким детям, а именно из них потом и вырастают: трудные подростки, неуравновешенные, психически нестабильные взрослые люди.

Рейтинг: +1 Голосов: 3 1047 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Разделы